Здравствуйте, расскажите, как вы
воспитываете 5-летних девочек. Дочери 4.5 года, она очень эмоциональная.
В моменты несогласия с родителями дочь
кричит или рычит на родителей. Вчера поставила дочь “в угол”, села с ней рядом
и хотела поговорить. Дочь сначала рычала, потом сказала, что она знает, что я
хочу ей сказать. При последующих попытках начать с дочерью разговор она снова
перебивала меня словами: ”Я знаю, что ты хочешь мне сказать!” Я не смогла
продолжить с ней разговор и ушла. Дочь заплакала.
В некоторые моменты дочь, видимо, по
ее желанию и собственным мотивам, может быть милой, доброй. Но в целом в иные
эмоциональные моменты крики дочери не прекращаются.
Сегодня во время совместной прогулки с
сестрой и дочерью она приняла смех между мной и сестрой на свой счет, обиделась
и закричала. Я предупредила дочь в случае продолжения ее крика о прекращении
прогулки. Мои слова побудили ее закричать еще громче и во всю мощь. Я испугалась,
что на меня люди обратят внимание и вызовут полицейского. Я стояла рядом с
дочерью и молчала.
Ранее я предполагала, что ее излишняя
эмоциональность и крики связаны с недостаточным родительским вниманием ввиду
нашей занятости на работах, а также ее пребывания в садике.
Но в данный момент постоянного
присутствия родителей дома, занятий и играми с ней, ее излишняя
эмоциональность, крики кажутся мне неуместными и непонятными. Вчера во время ее
нахождения “в углу” и моей попытки поговорить с ней у меня возникло
впечатление, что дочери мои слова безразличны. Мне стало страшно о мысли ее
подобного или более неадекватного поведения в ее 14 лет.
Как объяснить дочери, что на родителей
кричать нельзя, что родителей надо слушать и уважать? Разговоры на эту тему она не воспринимает. Какие
можно применить меры в случае плохого поведения ребенка? Как привить
дочери чувство ответственности в отсутствие у нее родительского авторитета и
понимания обязательного исполнения требований родителей?
Возможно я часто говорю дочери слово
“нет”?
Возможно слово “нет” вызывает у нее
негативные эмоции и крик?
А может я слишком мало ей запрещаю,
мало говорю ей слово “нет”?
Муж полагает, что причина негативного
поведения дочери заключается в чрезмерной дозволенности с моей стороны. Я на своих родителей в детстве не кричала.
Вопрос заключается в том, можно ли
считать периодическое эмоциональное с криками поведение дочери чрезмерным?
Давайте
рассмотрим данную ситуацию:
Сразу хочу
поменять пару формулировок, как ни странно, это важно.
Ребёнок ещё не
5-летний, ей - 4 года. Это не «психи», а эмоции.
Не логично
проецировать страхи за 4-летнего ребенка на поведение 14-летнего подростка.
Я уверена, что
к 14-летнему возрасту у ребенка будут приобретены прекрасные навыки
саморегуляции. В 4-летнем возрасте ребёнок кричит не потому, что ему не
объяснили, что кричать на взрослых плохо, а потому, что ребенок не умеет
управлять своими эмоциями.
Сильные эмоции,
крик не равно плохому поведению, а, наоборот, являются информацией для
родителей «я не справляюсь со своими эмоциями, я не понимаю, что с ними делать,
помогите!»
Поведение - это
всегда верхушка айсберга.
Вы не кричали в
детстве вследствие личного темперамента, связанного с иной установкой связей
между нейронами мозга.
Также
необходимо понимать разницу мироощущения, окружающей среды, правил воспитания,
в котором росли Вы и Ваша дочь, условия абсолютно не идентичны. Это - разные
миры.
Во времена
Вашего детства детям запрещали кричать. В настоящее время педагогика изучает
причины чрезмерного эмоционального поведения ребенка, способы его
нивелирования.
План действий:
1. Необходимо
рассмотреть развитие ребёнка.
Нужно понять и
проработать свои личные убеждения, подобные мнению «ремня ему не хватает».
2. Определение
имеющихся у ребенка навыков и умений.
Определить
активности, действия, события, успокаивающие Вас.
Определить
активности, действия, события, успокаивающие и расслабляющие ребёнка.
3. План
построения новых навыков и умений.
В соответствии
с намеченным планом начать занятия с ребенком.
Необходимо
помнить, что работать с ребенком, испытывающим эмоциональную нагрузку, надо
при отсутствии
данной нагрузки у ребенка.
Нет смысла
пытаться «разговаривать» с рыдающим ребёнком на серьёзные темы.
4. Изменение
стратегии родителя в момент истерики ребенка.
................................................................................
А теперь
немного подробнее:
1. Необходимо
рассмотреть развитие ребёнка.
Разберём
устройство и работу мозга человека. Упрощённо мозг можно разделить на 3
части:
нижний мозг -
отвечает за инстинкты (ребёнок рождается с развитым нижним мозгом),
средний мозг -
отвечает за эмоции (активно развивается первые 3 года),
верхний мозг
отвечает за самоконтроль, логику, сочувствие, умение фокусироваться.
Верхний мозг в возрасте ребенка 4 лет находится в
процессе строительства. Невозможно
заставить
работать то, что не достроено.
Когда родитель
помогает ребенку пройти через истерику ребенок получает от родителей сообщение:
сильные эмоции - это нормально, мама справляется - мама со мной.
После истерики
с ребёнком хорошо проиграть или проговарить ситуацию, в эти моменты ребенок
учится
интегрировать
средний и верхний мозг, т.е., мама с ребенком участвуют в совместной регуляции
(co-regulation), и ребёнок постепенно начинает всё
лучше и лучше контролировать свои эмоции.
2. Определение
имеющихся у ребенка навыков и умений.
Сделайте
таблицу с описанием
активностей, действий, событий, успокаивающих Вас.
Внесите в
таблицу активности, действия, события, сенсорные ощущения, успокаивающие и
расслабляющие ребёнка.
Дополняйте
таблицу по мере необходимости. Я в таблицу написала примеры, у всех они
индивидуальные, например, не всем детям надо играть с водой и давать мячик для
стресса.
Родителям важно
научиться расслабляться, поскольку дети чувствуют напряжение родителей.
Умение родителя
расслабляться, заботиться о себе является положительным примером для ребенка.
Какие активности, действия, события успокаивают Вас?
|
Какие активности, действия, события, сенсорные ощущения успокаивают
ребёнка?
|
5 минут медитация
|
Игры с водой, песком
|
10 минут поболтать с подружкой
|
Танцы – трясти всё тело
|
Ванна с солью и пеной
|
Массаж
|
Вязание
|
Сажать растения
|
Собирать грибы
|
Смотреть на огонь
|
Сажать растения
|
Лазить по деревьям
|
3. План
построения новых навыков и умений.
- Разделите день на 3 части: утро, день, вечер. Определите часть дня, сложную для ребёнка, которую можно заранее наполнить и расслабить, смотрите таблицу 2.
- Во время спокойного поведения ребенка проговорите или проиграйте с ним ситуацию с куклами. Дайте ребенку возможность высказать свои эмоции, поучаствовать в игре.
- Не угрожайте ребенку! Не бейте! Не обзывайте! Говорите коротко! Дети нас “выключают”, если мы долго говорим.
- Напишите Социальную Историю. Про конкретную ситуацию, без критики и морали.
- Готовиться заранее к событиям: приход бабушки, разговор по телефону, прогулка, одевание, чистка зубов и т.д. Очень может помочь визуальное расписание, используемое всеми членами семьи.
- Детям с повторяющимися истериками или частым радостным перевозбуждением рекомендуется
упражнение - игра. Игра сначала многократно проводится в
момент, когда ребенок абсолютно спокоен, например, перед сном. Далее эта игра
может использоваться в гостях, когда ребенок вышел из под контроля, перестал
себя регулировать, или в поезде, автобусе, других ситуациях. Во время сильного
перевозбуждения ребенок практически теряет возможность слышать логичные
объяснения или доводы. Цель этой игры - обратиться к скрытым ресурсам,
успокоится и вернуться к реальности. Можно договориться с ребенком, что эта
игра будет ресурс, помощь для него, когда это будет ему необходимо. Игра
называется: «Я вижу. Я слышу. Я чувствую». В спокойной обстановке мама или папа
предлагает ребенку поиграть в эту игру. Для этого оба садятся на стулья так,
чтобы обе ступни плотно стояли на полу, а спина плотно прилегала к спинке, руки
прижаты к животу, на голову можно положить мешочек с солью или рисом. Вдыхать,
используя живот, через нос, а выдыхать - через рот.
«Давай сделаем
из животика большой шарик - вдыхаем через нос, потом сдуем шарик, выдыхая
через рот».
Далее мама
говорит: «Я вижу предмет - он синий и пушистый, это подушка».
Дальше очередь
ребенка: “Я вижу часы».
Мама: «Я слышу,
как часы тикают».
Ребенок: «Я
слышу, как чирикают птички».
Мама: « Я
чувствую верчение внутри меня».
Ребенок: «Я
чувствую, что все прыгает внутри меня».
4. Изменение стратегии родителя в
момент истерики ребенка.
Если ребенок
Вас "не слышит" (не может слышать), постарайтесь отойти в безлюдное
место. Сядьте, обнимите ребенка, дайте ему закончить крик. Некоторые дети не
любят объятий, тогда отпустите его в безопасную зону или комнату, а сами сядьте
недалеко на пол. Говорить в такой ситуации надо по минимуму: "Я вижу, что
тебе плохо. Я здесь, если тебе нужна моя помощь". Старайтесь в этот момент
говорить ребенку меньше слов, ничего не объяснять, не взывать к логическим
размышлениям.
Foto credit: Бибичков Миxаил
Желаю Вам всего
наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле -- воспитание детей.
Приглашаю в группу Наш Семейный Очаг;
в ней мы как раз думаем над такими задачами
Кира
(Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
#вопрос_ответ
#консультации
#сильные_эмоции
Комментариев нет:
Отправить комментарий