пятница, 1 мая 2020 г.

Сильные эмоции


Здравствуйте, расскажите, как вы воспитываете 5-летних девочек. Дочери 4.5 года, она очень эмоциональная.
В моменты несогласия с родителями дочь кричит или рычит на родителей. Вчера поставила дочь “в угол”, села с ней рядом и хотела поговорить. Дочь сначала рычала, потом сказала, что она знает, что я хочу ей сказать. При последующих попытках начать с дочерью разговор она снова перебивала меня словами: ”Я знаю, что ты хочешь мне сказать!” Я не смогла продолжить с ней разговор и ушла. Дочь заплакала.
В некоторые моменты дочь, видимо, по ее желанию и собственным мотивам, может быть милой, доброй. Но в целом в иные эмоциональные моменты крики дочери не прекращаются.
Сегодня во время совместной прогулки с сестрой и дочерью она приняла смех между мной и сестрой на свой счет, обиделась и закричала. Я предупредила дочь в случае продолжения ее крика о прекращении прогулки. Мои слова побудили ее закричать еще громче и во всю мощь. Я испугалась, что на меня люди обратят внимание и вызовут полицейского. Я стояла рядом с дочерью и молчала.
Ранее я предполагала, что ее излишняя эмоциональность и крики связаны с недостаточным родительским вниманием ввиду нашей занятости на работах, а также ее пребывания в садике.
Но в данный момент постоянного присутствия родителей дома, занятий и играми с ней, ее излишняя эмоциональность, крики кажутся мне неуместными и непонятными. Вчера во время ее нахождения “в углу” и моей попытки поговорить с ней у меня возникло впечатление, что дочери мои слова безразличны. Мне стало страшно о мысли ее подобного или более неадекватного поведения в ее 14 лет.
Как объяснить дочери, что на родителей кричать нельзя, что родителей надо слушать и уважать? Разговоры на эту тему она не воспринимает. Какие можно применить меры в случае плохого поведения ребенка? Как привить дочери чувство ответственности в отсутствие у нее родительского авторитета и понимания обязательного исполнения требований родителей?
Возможно я часто говорю дочери слово “нет”?
Возможно слово “нет” вызывает у нее негативные эмоции и крик?
А может я слишком мало ей запрещаю, мало говорю ей слово “нет”?
Муж полагает, что причина негативного поведения дочери заключается в чрезмерной дозволенности с моей стороны. Я на своих родителей в детстве не кричала.
Вопрос заключается в том, можно ли считать периодическое эмоциональное с криками поведение дочери чрезмерным?

Давайте рассмотрим данную ситуацию:
Сразу хочу поменять пару формулировок, как ни странно, это важно.
Ребёнок ещё не 5-летний, ей - 4 года. Это не «психи», а эмоции.
Не логично проецировать страхи за 4-летнего ребенка на поведение 14-летнего подростка.
Я уверена, что к 14-летнему возрасту у ребенка будут приобретены прекрасные навыки саморегуляции. В 4-летнем возрасте ребёнок кричит не потому, что ему не объяснили, что кричать на взрослых плохо, а потому, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями.
Сильные эмоции, крик не равно плохому поведению, а, наоборот, являются информацией для родителей «я не справляюсь со своими эмоциями, я не понимаю, что с ними делать, помогите!»
Поведение - это всегда верхушка айсберга.
Вы не кричали в детстве вследствие личного темперамента, связанного с иной установкой связей между нейронами мозга.
Также необходимо понимать разницу мироощущения, окружающей среды, правил воспитания, в котором росли Вы и Ваша дочь, условия абсолютно не идентичны. Это - разные миры.
Во времена Вашего детства детям запрещали кричать. В настоящее время педагогика изучает причины чрезмерного эмоционального поведения ребенка, способы его нивелирования.
План действий:
1. Необходимо рассмотреть развитие ребёнка.
Нужно понять и проработать свои личные убеждения, подобные мнению «ремня ему не хватает».
2. Определение имеющихся у ребенка навыков и умений.
Определить активности, действия, события, успокаивающие Вас.
Определить активности, действия, события, успокаивающие и расслабляющие ребёнка.
3. План построения новых навыков и умений.
В соответствии с намеченным планом начать занятия с ребенком.
Необходимо помнить, что работать с ребенком, испытывающим эмоциональную нагрузку, надо
при отсутствии данной нагрузки у ребенка.
Нет смысла пытаться «разговаривать» с рыдающим ребёнком на серьёзные темы.
4. Изменение стратегии родителя в момент истерики ребенка.
................................................................................
А теперь немного подробнее:
1. Необходимо рассмотреть развитие ребёнка.
Разберём устройство и работу мозга человека. Упрощённо мозг можно разделить на 3 части:
нижний мозг - отвечает за инстинкты (ребёнок рождается с развитым нижним мозгом),
средний мозг - отвечает за эмоции (активно развивается первые 3 года),
верхний мозг отвечает за самоконтроль, логику, сочувствие, умение фокусироваться.
Верхний мозг в возрасте ребенка 4 лет находится в процессе строительства. Невозможно
заставить работать то, что не достроено.
Когда родитель помогает ребенку пройти через истерику ребенок получает от родителей сообщение: сильные эмоции - это нормально, мама справляется - мама со мной.
После истерики с ребёнком хорошо проиграть или проговарить ситуацию, в эти моменты ребенок учится
интегрировать средний и верхний мозг, т.е., мама с ребенком участвуют в совместной регуляции (co-regulation), и ребёнок постепенно начинает всё лучше и лучше контролировать свои эмоции.
2. Определение имеющихся у ребенка навыков и умений.
Сделайте таблицу с описанием активностей, действий, событий, успокаивающих Вас.
Внесите в таблицу активности, действия, события, сенсорные ощущения, успокаивающие и расслабляющие ребёнка.
Дополняйте таблицу по мере необходимости. Я в таблицу написала примеры, у всех они индивидуальные, например, не всем детям надо играть с водой и давать мячик для стресса.
Родителям важно научиться расслабляться, поскольку дети чувствуют напряжение родителей.
Умение родителя расслабляться, заботиться о себе является положительным примером для ребенка.

Какие активности, действия, события успокаивают Вас?  
Какие активности, действия, события, сенсорные ощущения успокаивают ребёнка?

5 минут медитация
Игры с водой, песком
10 минут поболтать с подружкой
Танцы – трясти всё тело
Ванна с солью и пеной
Массаж
Вязание
Сажать растения
Собирать грибы
Смотреть на огонь
Сажать растения
Лазить по деревьям




3. План построения новых навыков и умений.
  • Разделите день на 3 части: утро, день, вечер. Определите часть дня, сложную для ребёнка, которую можно заранее наполнить и расслабить, смотрите таблицу 2.
  • Во время спокойного поведения ребенка проговорите или проиграйте с ним ситуацию с куклами. Дайте ребенку возможность высказать свои эмоции, поучаствовать в игре.
  • Не угрожайте ребенку! Не бейте! Не обзывайте! Говорите коротко! Дети нас “выключают”, если мы долго говорим.
  • Напишите Социальную Историю. Про конкретную ситуацию, без критики и морали.
  • Готовиться заранее к событиям: приход бабушки, разговор по телефону, прогулка, одевание, чистка зубов и т.д. Очень может помочь визуальное расписание, используемое всеми членами семьи.
  • Детям с повторяющимися истериками или частым радостным перевозбуждением рекомендуется
упражнение - игра. Игра сначала многократно проводится в момент, когда ребенок абсолютно спокоен, например, перед сном. Далее эта игра может использоваться в гостях, когда ребенок вышел из под контроля, перестал себя регулировать, или в поезде, автобусе, других ситуациях. Во время сильного перевозбуждения ребенок практически теряет возможность слышать логичные объяснения или доводы. Цель этой игры - обратиться к скрытым ресурсам, успокоится и вернуться к реальности. Можно договориться с ребенком, что эта игра будет ресурс, помощь для него, когда это будет ему необходимо. Игра называется: «Я вижу. Я слышу. Я чувствую». В спокойной обстановке мама или папа предлагает ребенку поиграть в эту игру. Для этого оба садятся на стулья так, чтобы обе ступни плотно стояли на полу, а спина плотно прилегала к спинке, руки прижаты к животу, на голову можно положить мешочек с солью или рисом. Вдыхать, используя живот, через нос, а выдыхать - через рот.
«Давай сделаем из животика большой шарик - вдыхаем через нос, потом сдуем шарик, выдыхая
через рот».
Далее мама говорит: «Я вижу предмет - он синий и пушистый, это подушка».
Дальше очередь ребенка: “Я вижу часы».
Мама: «Я слышу, как часы тикают».
Ребенок: «Я слышу, как чирикают птички».
Мама: « Я чувствую верчение внутри меня».
Ребенок: «Я чувствую, что все прыгает внутри меня».


4. Изменение стратегии родителя в момент истерики ребенка.
Если ребенок Вас "не слышит" (не может слышать), постарайтесь отойти в безлюдное место. Сядьте, обнимите ребенка, дайте ему закончить крик. Некоторые дети не любят объятий, тогда отпустите его в безопасную зону или комнату, а сами сядьте недалеко на пол. Говорить в такой ситуации надо по минимуму: "Я вижу, что тебе плохо. Я здесь, если тебе нужна моя помощь". Старайтесь в этот момент говорить ребенку меньше слов, ничего не объяснять, не взывать к логическим размышлениям.

Foto credit:  Бибичков Миxаил


Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле -- воспитание детей.


Приглашаю в группу Наш Семейный Очаг; в ней мы как раз думаем над такими задачами 

Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com

#вопрос_ответ
#консультации
#сильные_эмоции

Комментариев нет:

Отправить комментарий