воскресенье, 24 мая 2020 г.

Телефон и Малыш



Здравствуйте Кира! 
Заметила что вы пишете на многие интересные темы для родителей! Если вдруг будет возможность, очень бы хотелось почитать или послушать мнение как развивать детский подход к cellphone с самого раннего возраста. Полностью исключить не возможно так как они везде и у всех и конечно не практично. Не хочу что бы был совсем запретный плод. Моей малышке 9 месяцев, как только появляется в комнате телефон она забывает про всё. 
Я думаю многим мамам это будет интересно!!!




Первое, что хочу сразу обозначить я не являюсь противников гаджетов, телефонов, мультфильмов и фильмов. Безусловно, у гаджетов есть немало плюсов и они плотно вошли в нашу повседневную жизнь – во многом помогая нам. И при этом я выступаю за то чтобы в жизни малышей в первые 2-3 года было как можно меньше электронных развлечений.

Думаю, что у этого вопроса , как минимум 3 части:

1. Почему мы хотим ограничить электронные развлечения в первые годы жизни? Если родители не понимают причину - трудно делать это аутентично.

2. Как не сделать из гаджетов «запретный плод»?

3. Как это практически осуществить в мире, где вокруг компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.

.......................................................................................................................................

1. Давайте разберёмся почему мы хотим ограничить электронные развлечения в первые годы жизни?

Педиатры и неврологи настоятельно рекомендуют не использовать гаджеты и не смотреть мультфильмы до 2х лет. Педагоги немного дольше до 3х лет. С чем связаны эти рекомендации?

· Быстрая смена кадров

Особенность человеческого мозга в том, что в первые 2-3 года он немного медленнее обрабатывает информацию. Особенность фильма/мультфильма - чтобы мы могли его видеть быстрая смена кадров. Частая смена кадров и цветов на экране – не позволяет следить за происходящим вызывает перегрузку мозга.

В первый год в жизни человека происходит бурный рост синапсов – устанавливаются новые нейронные связи.
 Mr. Rogers – наверное знаком не только Американскому населению, но и нашим родителям. Если вы не видели – посмотрите хотя бы один эпизод. Вы сразу обратите внимание, на сколько спокойный сюжет, на сколько реальные эмоции, и как много честной, продуманной и нужной информации в каждом кадре. Передачи такого порядка, для детей 3х лет наоборот полезны и они могут стать хорошим дополнением к свободной игре и движению в распорядке дня.

· Реальный опыт

Мультфильм или фильм это история о жизни. И мы уже имеем какой-то опыт похожий с тем, что мы видим (даже если фильм фантастический). У малыша пока этого опыта нет (или мало).

· Постоянный шум

От постоянно включённого телевизора идёт постоянный шум и даже если малыш 'не смотрит' на экран это влияет на развитие мозга.

· Искажает ожидания и представления о реальной жизни.

· Время потрачено

Просмотр мультика до 2х лет - время отнятое от свободного исследования, игры и движения, коммуникации и контакта с другими людьми.

· Речь

Человеческая речь развивается только от живой речи. Младенец, который не слышит живую речь в первые годы имеет мало шансов для того, чтобы научиться говорить.

· Гиперактивность

Исследования на мышах показали, что мышки, которых насильно заставили смотреть на экран практически не заботились о своей безопасности, бегали в два раз быстрее и хуже фокусировались на мелких деталях.

· Привычка «быть развлекаемым»

Гаджеты и мультфильмы – это активная игрушка, которая нас развлекает и предполагает минимальное участие с нашей стороны. Тогда как пассивные игрушки для того, чтобы они стали развлечением требуется ронять, брать, складывать. То есть возникает привычка, что тебя должны развлекать.

· «Дофаминовая зависимость»

Ребёнок быстро подсаживается на получение лёгкого удовольствия.




2. Как не сделать из гаджетов «запретный плод»?

Начну издалека. Большинство родителей не имеют проблем с тем, чтобы остановить ребёнка, когда он делает что-то опасное. Например, мы не выпустим малыша на проезжую часть, заберём у него из рук острый нож, не дадим исследовать острую булавку. Сложнее бывает с предметами и действиями, которые не несут прямой угрозы и сейчас я говорю даже не о телефоне, а таких предметах, как ключи, очки, кошелёк и т.д.

Здесь родитель, часто испытывает неуверенность или сомнения: забрать предмет или пусть поиграет немного – потеряет интерес и тогда забрать. Проблема в том, что весь наш вид язык мимики и жестов (body languge) говорит о том, что мы не хотим, чтобы ребёнок играл с этим предметом, а с другой стороны мы сами «разрешили» ему. Ребёнок сразу улавливает это противоречие. Для него сейчас самый важный период – для изучения эмоций родителей. Сейчас ситуация сложная; мама словами и действием сказала можно, а телом и мимикой нельзя. Чтобы побольше узнать об этой ситуации и разобраться - буду пытаться хватать мамины очки. Вот мы и сделали запретный плод!!

А что же можно сделать? Можно быть предельно честным:«Вижу, ты нашёл мои очки. Пауза. Я не хочу, чтобы ты с ними играл. Они могут сломаться.» Протягиваю открытую ладонь. Жду (помните мозг малыша обрабатывает информацию дольше, чем у взрослого). Чаще всего я получаю очки. Иногда мне придётся нежно, но уверенно забрать их из рук малыша, дальше показываю, куда я их уберу: «Положу их вот на эту высокую полку. Там они будут в безопасности.»

С телефоном тоже самое!!



А ещё все предметы которые важны родителям и интересны - интересны и важны нашим малышам. Это наверное не повод перестать пользоваться телефоном, но повод задуматься, то как мы проводим время, то что для нас ценно - становится важным для малыша. Мы все слышали эту фразу: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас.»




3. Как это практически осуществить в мире, где вокруг компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.?

Мы плавно перешли к третьему вопросу: что же нам всё время забирать телефон из рук малыша и самим не использовать компьютер, не смотреть телевизор, ведь ребёнок постоянно с нами ?

Кажется, что маленькому человеку необходимо наше полное внимание все 24 часа. Это правда, что малышу требуется очень много внимания и всё же никто не может быть полностью включённым все 24 часа. Полное внимание на ограниченное количество времени в 100 раз ценнее, чем рассеянное весь день. Под рассеянным я имею ввиду, когда мы делаем сразу несколько дел: готовим обед, развлекаем малыша и читаем ФБ.

Даже самому маленькому ребёнку я могу сказать, мне сейчас надо отойти в туалет и я через минутку вернусь. В начале пути это и правда пол минуты – минута.

Чуть позже я буду говорить ребёнку у меня есть 30 минут и их я проведу с тобой – я выключаю звук телефона и убираю его подальше. Я удобно устроюсь рядом с малышом и буду с искренним интересом наблюдать за его игрой. А потом я скажу: «Через минутку я встану - мне надо пойти проверить мои емаилы.» Пауза. Дальше я встану и пойду к своему компьютеру/телефону.

Такая практика не всегда интуитивна иногда требуется время и усилия, чтобы изменить старую рутину и выработать новую привычку.



Photo credit: Лёля Медведева

Приглашаю в группу Наш Семейный Очаг; в ней мы как раз думаем над такими задачами 


Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com



#вопрос_ответ

#консультация

#гаджеты

#мультфильмы

Комментариев нет:

Отправить комментарий