Здравствуйте Кира!
Заметила что вы пишете на многие
интересные темы для родителей! Если вдруг будет возможность, очень бы хотелось
почитать или послушать мнение как развивать детский подход к cellphone с
самого раннего возраста. Полностью исключить не возможно так как они везде и у
всех и конечно не практично. Не хочу что бы был совсем запретный плод. Моей
малышке 9 месяцев, как только появляется в комнате телефон она забывает про
всё.
Я думаю многим мамам это будет интересно!!!
Первое, что хочу сразу обозначить я не являюсь
противников гаджетов, телефонов, мультфильмов и фильмов. Безусловно, у гаджетов
есть немало плюсов и они плотно вошли в нашу повседневную жизнь – во многом
помогая нам. И при этом я выступаю за то чтобы в жизни малышей в первые 2-3
года было как можно меньше электронных развлечений.
Думаю, что у этого вопроса , как минимум 3 части:
1. Почему мы хотим ограничить электронные развлечения в
первые годы жизни? Если родители не понимают причину - трудно делать это аутентично.
2. Как не сделать из гаджетов «запретный плод»?
3. Как это практически осуществить в мире, где вокруг
компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.
.......................................................................................................................................
1. Давайте разберёмся почему мы хотим ограничить
электронные развлечения в первые годы жизни?
Педиатры и неврологи настоятельно рекомендуют не
использовать гаджеты и не смотреть мультфильмы до 2х лет. Педагоги немного
дольше до 3х лет. С чем связаны эти рекомендации?
· Быстрая смена кадров
Особенность человеческого мозга в том, что в первые 2-3
года он немного медленнее обрабатывает информацию. Особенность
фильма/мультфильма - чтобы мы могли его видеть быстрая смена кадров.
Частая смена кадров и цветов на экране – не позволяет следить за происходящим
вызывает перегрузку мозга.
В первый год в жизни человека происходит бурный рост
синапсов – устанавливаются новые нейронные связи.
Mr. Rogers – наверное знаком не только Американскому населению, но и нашим родителям. Если вы не видели – посмотрите хотя бы один эпизод. Вы сразу обратите внимание, на сколько спокойный сюжет, на сколько реальные эмоции, и как много честной, продуманной и нужной информации в каждом кадре. Передачи такого порядка, для детей 3х лет наоборот полезны и они могут стать хорошим дополнением к свободной игре и движению в распорядке дня.
Mr. Rogers – наверное знаком не только Американскому населению, но и нашим родителям. Если вы не видели – посмотрите хотя бы один эпизод. Вы сразу обратите внимание, на сколько спокойный сюжет, на сколько реальные эмоции, и как много честной, продуманной и нужной информации в каждом кадре. Передачи такого порядка, для детей 3х лет наоборот полезны и они могут стать хорошим дополнением к свободной игре и движению в распорядке дня.
· Реальный опыт
Мультфильм или фильм это история о жизни. И мы уже имеем
какой-то опыт похожий с тем, что мы видим (даже если фильм фантастический). У
малыша пока этого опыта нет (или мало).
· Постоянный шум
От постоянно включённого телевизора идёт постоянный шум и
даже если малыш 'не смотрит' на экран это влияет на развитие мозга.
· Искажает ожидания и представления о реальной жизни.
· Время потрачено
Просмотр мультика до 2х лет - время отнятое от свободного
исследования, игры и движения, коммуникации и контакта с другими людьми.
· Речь
Человеческая речь развивается только от живой речи.
Младенец, который не слышит живую речь в первые годы имеет мало шансов для
того, чтобы научиться говорить.
· Гиперактивность
Исследования на мышах показали, что мышки, которых
насильно заставили смотреть на экран практически не заботились о своей
безопасности, бегали в два раз быстрее и хуже фокусировались на мелких деталях.
· Привычка «быть развлекаемым»
Гаджеты и мультфильмы – это активная игрушка, которая нас
развлекает и предполагает минимальное участие с нашей стороны. Тогда как
пассивные игрушки для того, чтобы они стали развлечением требуется ронять,
брать, складывать. То есть возникает привычка, что тебя должны развлекать.
· «Дофаминовая зависимость»
Ребёнок быстро подсаживается на получение лёгкого
удовольствия.
2. Как не сделать из гаджетов «запретный плод»?
Начну издалека. Большинство родителей не имеют проблем с
тем, чтобы остановить ребёнка, когда он делает что-то опасное. Например, мы не
выпустим малыша на проезжую часть, заберём у него из рук острый нож, не дадим
исследовать острую булавку. Сложнее бывает с предметами и действиями, которые
не несут прямой угрозы и сейчас я говорю даже не о телефоне, а таких предметах,
как ключи, очки, кошелёк и т.д.
Здесь родитель, часто испытывает неуверенность или
сомнения: забрать предмет или пусть поиграет немного – потеряет интерес и тогда
забрать. Проблема в том, что весь наш вид язык мимики и жестов (body languge)
говорит о том, что мы не хотим, чтобы ребёнок играл с этим предметом, а с
другой стороны мы сами «разрешили» ему. Ребёнок сразу улавливает это
противоречие. Для него сейчас самый важный период – для изучения эмоций
родителей. Сейчас ситуация сложная; мама словами и действием сказала можно, а
телом и мимикой нельзя. Чтобы побольше узнать об этой ситуации и разобраться -
буду пытаться хватать мамины очки. Вот мы и сделали запретный плод!!
А что же можно сделать? Можно быть предельно честным:«Вижу,
ты нашёл мои очки. Пауза. Я не хочу, чтобы ты с ними играл. Они могут
сломаться.» Протягиваю открытую ладонь. Жду (помните мозг малыша обрабатывает
информацию дольше, чем у взрослого). Чаще всего я получаю очки. Иногда мне
придётся нежно, но уверенно забрать их из рук малыша, дальше показываю, куда я
их уберу: «Положу их вот на эту высокую полку. Там они будут в безопасности.»
С
телефоном тоже самое!!
А ещё все предметы которые важны родителям и интересны -
интересны и важны нашим малышам. Это наверное не повод перестать пользоваться
телефоном, но повод задуматься, то как мы проводим время, то что для нас ценно
- становится важным для малыша. Мы все слышали эту фразу: «Не воспитывайте
детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас.»
3. Как это практически осуществить в мире, где вокруг
компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.?
Мы плавно перешли к третьему вопросу: что же нам всё
время забирать телефон из рук малыша и самим не использовать компьютер, не
смотреть телевизор, ведь ребёнок постоянно с нами ?
Кажется, что маленькому человеку необходимо наше полное
внимание все 24 часа. Это правда, что малышу требуется очень много внимания и
всё же никто не может быть полностью включённым все 24 часа. Полное внимание на
ограниченное количество времени в 100 раз ценнее, чем рассеянное весь день. Под
рассеянным я имею ввиду, когда мы делаем сразу несколько дел: готовим обед,
развлекаем малыша и читаем ФБ.
Даже самому маленькому ребёнку я могу сказать, мне сейчас
надо отойти в туалет и я через минутку вернусь. В начале пути это и правда пол
минуты – минута.
Чуть позже я буду говорить ребёнку у меня есть 30 минут и
их я проведу с тобой – я выключаю звук телефона и убираю его подальше. Я удобно
устроюсь рядом с малышом и буду с искренним интересом наблюдать за его игрой. А
потом я скажу: «Через минутку я встану - мне надо пойти проверить мои емаилы.»
Пауза. Дальше я встану и пойду к своему компьютеру/телефону.
Такая практика не всегда интуитивна иногда требуется
время и усилия, чтобы изменить старую рутину и выработать новую привычку.
Photo credit: Лёля
Медведева
Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
#вопрос_ответ
#консультация
#гаджеты
#мультфильмы
Комментариев нет:
Отправить комментарий