четверг, 28 мая 2020 г.

Письмо родителям



Все дети разные, и все родители разные. Каждая семья особенна по-своему, и трудно её отнести к какой-то одной категории. И всё же давайте попробуем (поиграем)?
 
Какой вы родитель? Какая реакция вам ближе?
 
 
 
 
Давайте рассмотрим несколько типичных родительских реакций. Ребенок садится завтракать и начинает протестовать против каши: “Хочу хлопушки, хочууууууууууууууууууу. Не буду кашу..... Яки –каша.»
 
1. Строгий родитель (старой закалки) - authoritative parent - знает, что кашу есть полезно. Поэтому он твердо сообщает малышу, что каша - полезный завтрак, тогда как хлопушки - одно баловство. Но ребенок не унимается. Тогда взрослый может, например, вспомнить свое голодное детство или голодных африканских детей. Но и это не дает результата. Тогда взрослый отправляет ребенка играть, сообщив ему, что другой еды до обеда не будет. Когда через полчаса ребенок приходит назад и просит еды, взрослый не может удержаться от нотации: «А что я тебе говорил? Надо было есть за завтраком..... и т.д., и т.п.» Он даже не замечает, что малыш уже перестал его слушать..... Дальше родитель, возможно, и даст ребенку, что-то вроде сухарика (нельзя же морить неразумное чадо совсем уж голодом). А завтра все повторится снова.

Если ребенок в целом покладистый, такие стычки будут не слишком частыми и, возможно, не нанесут большого вреда отношениям и убеждениям с которыми вырастет этот ребёнок. Но вот если у ребенка, что называется, «сильный» характер, ежедневных скандалов не избежать. Нелегко придётся и чувствительному ребёнку – он просто будет задавлен таким подходом.
 
2. Мягкий родитель (который хочет остаться другом своему малышу любой ценой) - permissive parent - очень хочет накормить малыша, но еще больше боится скандала. Сначала он попытается уговорить ребёнка, расписывая преимущества и достоинства каши, и какой сильный и здоровый будет малыш, если ее съест. Когда эта стратегия не приводит к успеху, он предлагает другие варианты, например, яичницу, но тут оказывается, что он не так поджаривает яйцо, поэтому ему приходится использовать чуть ли не всю коробку, чтобы добиться правильного результата. Но и тут малыш, едва ковырнув еду на тарелке, отказывается есть, и тогда родитель предлагает хлебцы поджаренные в молоке. И так до тех пор пока нервы родителя не сдают и он не отправляет ребенка играть «голодным» до обеда. Достаточно быстро его начинает мучить совесть, по поводу обделенного пищей и витаминами малыша, так что он начинает заранее готовить вкусный и питательный обед.

Конечно, все дети хотят иметь дружелюбных и добрых родителей, но такие попытки «услужить» малышу не идут на пользу ни ему, ни маме. Ребенок все сильнее будет тестировать границы, проверяя пространство своей безопасности.
 
3. Эффективный родитель готов сделать паузу прежде чем реагировать на раздражающий стимул. Он задаёт себе вопрос: какая потребность у меня, а какая у ребёнка в данной ситуации. Давайте подумаем, насколько лично нам важно, что бы ребенок съел эту кашу (what is our need?). Возможно, что нами руководит страх или стыд; а может, над нами висит дамоклов меч осуждения (что я за мать, если не могу накормить ребенка)? Может, наша собственная мама или соседка давно нас критикует, что мы растим Кощея.
Ситуация не обязательно связана с едой; это может быть малыш, не убирающий игрушки, не одевающийся малыш, не писающий в туалет, не делающий уроки и т.д.
Что нужно ребенку? (What is the child's need?) Возможно, он просто не хочет кашу или хочет получить, вместо неё что-нибудь повкуснее по его мнению. Но возможны и другие варианты: иногда малышу просто хочется убедиться, что его слышат/любят, а иногда это проверка тех самых границ.

  • Эффективный родитель назовёт то что видит, не давая этому оценки. Например: «Я вижу , что ты совсем не настроен есть кашу. Пауза. Интересно, что можно предпринять...» Эти простые фразы дадут ему время придти в себя, отрегулировать свое дыхание. А ребенку получше осознать, что же происходит.
  • Этот родитель назовёт желаемое. «Ах, ты бы хотел хлопушек на завтрак! Если бы у меня была волшебная палочка я бы с удовольствием сделал так, чтобы они появились на столе.» Если ребенку надо было быть услышанным, этого вполне может оказаться достаточно, чтобы изменить его настроение. Ведь он не столько хотел хлопушек, сколько хотел быть понятым в своем желании. Не бойтесь назвать желаемое, даже если в этот момент вы не можете его обеспечить. Этот родитель скажет, что он ожидает от ребенка. « и хлопушек нету....ты можешь поесть кашу или, если ты не голоден, можешь идти играть.» или «....и хлопушек нету....ты можешь поесть кашу или вот этот тост.» Предоставление выбора, это не столько метод, который родители могут применить в воспитании, сколько прекрасная возможность для малыша научиться делать выбор и почувствовать, что с его мнением считаются.
  • Допустим, ребёнок решил, что он не голоден и отправился играть. Теперь, когда он вернется, через полчаса самое трудное удержаться от нотаций и лекции. «Я вижу, что ты проголодался, до обеда еще целых два часа, могу предложить тебе молока с гренками."
Какой вы родитель или какая реакция вам ближе?

Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.

Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.


Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com

#вопрос_ответ

#консультации

#истерики

Комментариев нет:

Отправить комментарий