Мы знакомим родителей с
очень простым и в то же время уникальным подходом к малышам и вообще к процессу
воспитания.
Этот подход был
разработан педагогом Магдой Гербер и педиатром-неврологом Томом Форрестом в 1978
году. С тех пор его освоили и использовали в повседневной жизни многие
родители.
Главным постулатом
Магды Гербер было требование уважения к малышу с первых дней его жизни.
Определить уважение
нелегко, однако мы без труда узнаём его,
когда видим. На наших занятиях мы помогаем родителям научиться проявлять
уважение к своему ребёнку, сколь бы мал он не был.
Уважительное поведение
предполагает, что вы
• предупреждаете
ребенка о том, что происходит вокруг: «Малыш, я сейчас пойду в туалет и скоро
вернусь»;
• объясняете ребенку,
что вы с ним делаете: «Малыш, я сейчас возьму тебя на ручки»;
• предупреждаете малыша
о своих действиях, даже если они вызовут протест: «Вот салфетка». Пауза. «Я
хочу вытереть тебе нос»;
• слышите ребенка,
когда он не согласен с вами: «Малыш, я слышу, ты не хочешь, чтобы я уходила»;
• даёте возможность
совершать ошибки, если это безопасно: собрать пирамидку «неверно»; построить
башню, начав с маленького кубика; построить домик из песка там, где его точно
смоет волна;
• разговариваете с
ребенком честно и без сюсюканья;
• привлекаете ребенка к
самообслуживанию: уже 3-5 месячный младенец способен к элементарному
сотрудничеству (протянуть ручку, повернуть голову);
• серьезно относитесь к
детской игре (отводите для нее достаточно времени и не вмешиваетесь в игру без
необходимости);
• доверяете желанию и
способности малыша учиться (больше наблюдаете, чем обучаете);
• разрешаете выражать
разные эмоции (хотелось бы, конечно, чтобы малыш был всегда счастлив и весел,
но грусть, фрустрация и злость так же важны, как и радость).
Дети учатся, глядя на
нас: так они узнают, что такое любовь, сочувствие, поддержка, доверие,
отношения, терпение, честность, щедрость, благодарность и уважение.
Что же происходит в
наших классах?
1. Наблюдения
Я приглашаю родителей понаблюдать за игрой малышей и за их движениями.
Наш мягкий взгляд, наше
присутствие как бы посылает сообщение: “то что ты делаешь малыш, важно! Мне
хорошо с тобой, мне интересно с тобой».
Мы учимся понимать,
когда наше вмешательство и помощь необходимы, а когда маленькому исследователю
надо дать время и место для самостоятельного исследования и преодоления
трудностей. Уже трех-пяти месячный малыш может и столкнуться с трудностями, и
справиться с ними.
Наблюдения позволяют
совсем иначе отнестись к детскому плачу. Плач уже не раздражает, а даёт нам
возможность услышать малыша. Голоден? Устал? Хочет, чтобы его обняли?
2. Уход и забота
Мы обсуждаем уход за
малышом как очень ценный компонент воспитания и совместного
времяпрепровождения, а не простую гигиеническую необходимость.
Уход - это возможность
наладить контакт, насладиться близостью с малышом. Уход - это возможность вовлечь малыша в заботу о
себе. Уже трёхмесячный малыш группирует свои мышцы и тело, после слов мамы, я
тебя сейчас возьму на ручки, если мама не забывает говорить, это каждый раз,
прежде чем сделать это.
Именно сейчас
закладываются основы сотрудничества.
3. Доверие и честность
Мы учимся строить
доверие и быть правдивыми с малышом. Это кажется само собой разумеющимся... и
тем не менее соблазн уйти не предупредив малыша (чтобы избежать его слёз) –
очень велик. Учимся называть и объяснять наши действия, это помогает малышу
обработать информацию и знать, что его ожидает: “Полотенце тёплое, сейчас я
вытру твои ладошки.” Учимся предоставлять малышу время на обдумывание, то есть
делать паузу прежде, чем осуществить действие.
4. Здоровая привязанность
Мы обсуждаем
формирование привязанности между малышом и родителями, которая не менее важна
для ребёнка, чем еда, одежда и кров над головой.
5. Игры и игрушки
Мы знакомим
родителей и малышей с разными типами игр и игрушек (пассивными и активными).
6. Первые навыки общения
Мы предоставляем
малышам широкие возможности взаимодействия друг с другом с самого раннего
возраста. Под руководством педагога малыши учатся быть аккуратными и нежными по
отношению к друг другу.
7. Замедляемся
Мы практикуем медлительность
и сбавляем темп. Замедление наших действий в присутствии малыша помогает ему
обработать информацию и, как следствие, быть спокойнее, уравновешеннее, охотнее
идти на сотрудничество.
8. Свобода выбора
Мы учимся проводить
время с малышом без какого-то конкретного плана стремления обязательно его
чему-нибудь научить. Это укрепляет в малыше чувство уверенности, способствует
решению сложных задач.
9. Вопросы и ответы
Мы обсуждаем
множество вопросов, возникающих у родителей-участников: когда пора задуматься о
позитивной дисциплине? Как уделить малышу внимание эффективно, если у нас
столько домашних дел и есть свои потребности?
Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.
Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.
Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
#вопрос_ответ
#консультации
Комментариев нет:
Отправить комментарий