суббота, 9 мая 2020 г.

2 года




Сегодня ко мне обратилась мама ребёнка. Ему два года. Она задала мне такие вопросы:
  • Что мой ребёнок 'должен' уметь к этому возрасту?
  •  Какие признаки в развитие должны вызвать моё беспокойство? 
  • Что делать если ребёнок не говорит?


Хочу сразу сказать, что Магда Гербер,выдающийся Венгерский педагог является одним из моих главных  учителей в педагогике раннего детства. Магда Гербер крайне не любила привязывать возраст к определённым навыкам. Каждый ребёнок индивидуален и обучается навыкам в разном темпе. В каких-то вещах ребёнок будет опережать принятые стандарты, а где-то ему потребуется немного больше время.

Тем не менее отсутствие каких навыков должно насторожить родителей?  Как определить, что возможно малышу понадобится дополнительная помощь? 


Давайте начнём с наблюдения.



Ребёнок (18-36 месяцев)

Главными  акцентами развития в раннем детстве от 18 до 36 месяцев являются :

Становление личности и собственного «я»

  • Говорит «нет»
  • Говорит «моё»
  • Настаивает на своём, протестует
  • Забирает(отнимает) и даёт игрушки другим детям
  • Находит спрятанные предметы
  •  Хочет делать самостоятельно «я сам»


По прежнему остаётся важным:

Безопасность, доверие и привязанность

  • Доверие к маме/папе, близким взрослым, которые заботятся о малыше
  • Доверие к миру
  • Привязанность к взрослым, которые о нём заботятся
  • Социальные  взаимодействия с людьми (взгляд, улыбка, трогать/брать на руки)

Исследовательская деятельность

  • Ходить, бегать, лазить
  • Манипулировать предметами: крутить, стучать, засовывать складывать, ронять, кидать, высыпать, опрокидывать



Что могут сделать взрослые, чтобы помочь малышу поддержать его становление личности:

  • Создать безопасную окружающую среду, в который у вас не будет необходимости говорить «нет» (за редким исключением)
  • Выбирать простые, пассивные игрушки без батареек и сложных устройств.
  • Не учить, как «правильно» играть в эти игрушки. Давать время самому покрутить игрушку, так как он хочет. Не учить собирать пазл.
  • Сесть рядом на пол и наблюдать, внимательным, мягким взглядом 20-60 мин в день. Отключить телефон. Полностью присутствовать, а это значит не прокручивать лист дел в голове.
  • Комментировать действия ребёнка, но не постоянно, а когда малыш бросит взгляд на вас или произойдёт, какое –то событие (например, что-то упадёт, завоет сирена на улице и т.д.)
  • Предупреждать ребёнка заранее о том, что предстоит. «Скоро, мы пойдём домой. Пауза. Мне пора готовить ужин.»
  • Разрешать испытывать 'негативные' эмоции. Не пытаться отвлечь или переключить, не говорить, что не надо сердится или расстраиваться. Проговаривать: «Ты сильно расстроился, когда я сказала, что уже пора идти домой.»
  • Предоставлять выбор: «Ты хочешь эту красную футболку или вот эту зелёную...Пауза.»
  • Разрешайте делать ошибки; не пытайтесь их исправлять особенно если это касается игры.



Обычно к 24 месяцам  ребёнок:

  • Использует и понимает 50 слов
  • Может использовать фразу, два слова вместе: "хочу сок"
  • Использует жесты вместе со словами
  • Когда взрослый называет предметы может указать пальцем на картинку
  • Использовать слово «МОЁ» по отношение к предметам , людям или игрушкам
  • Может выполнить инструкцию состоящую из двух частей
  • Узнаёт знакомые имена
  • Повторяет слова за взрослыми без подсказки «скажи»
  • Проявляет интерес к другим детям. Даёт, забирает игрушку. Играет рядом.
  • Начинает играть в сюжетно-ролевые игры: кормит куклу, укладывает медведя, купает утку
  • Находит предметы которые закатились и не видны в поле зрения
  • Находить предметы накрытые двумя-тремя слоями
  • Узнаёт себя в зеркале
  • Может захватить предмет тремя пальцами
  • Начинает группировать предметы по теме, цвету, или др. категориям
  • Может лить воду из кувшина
  • Может  высыпать из контейнера
  • Может самостоятельно пить из открытого стакана
  • Может самостоятельно есть держа кусок еды рукой
  • Может построить башенку из 4 кубиков.
  • Ходит без поддержки-наступая на пятку и перенося тяжесть на мысок.
  • Спускается по ступенькам держась за перила
  • Может тянуть игрушку за собой на верёвочке и соизмерять свой шаг
  • Может толкать игрушку на колёсах впереди себя
  • Может идти и нести несколько игрушек
  • Может залезать/слезать с дивана, стула
  • Может ударить по мячу.
  • К 30 мес Бегает самостоятельно. Может обежать препятствия.
  • К 30 мес Прыгает отрывая две ноги от земли.



      Все дети развиваются по-разному. Отставание по какому-то из пунктов на несколько месяцев еще не является причиной для беспокойства.


Внимательно наблюдайте, как много стимулов (песенки, игрушки, разговор, люди) ребенок может воспринять. Не перегружайте!!

 
 
Необходимо обратить особое внимание, если малыш  НЕ делает к 24 месяцам:

  • Не ходит к 19 месяцам
  • Не говорит минимум 15 слов
  • Не использует фразы из двух слов
  • Редко называет членов семьи и предметы
  • Не знает для чего предназначены бытовые предметы (расчёска, щётка, телефон, ложка)
  • Нет глазного контакта к 6-12 месяцам
  • Нет указательного жеста к 12-17 месяцам
  • Не радуется зашедшему в комнату близкому взрослому
  • Не повторяет действия родителей (имитация)
  •  Не повторяет слова без подсказки
  • Не выполняет простые инструкции из двух частей
  • Не может толкать игрушку/тележку на колёсах
  • Повторяющиеся движения тела, рук, пальцев
  • Очень внимательны к вращающимся предметам. Пытаются вращать, то что обычно не вращается
  • Не замечает изменений в окружающей среде и в его расписание
  • Отсутствие интереса
  • Не могут сфокусироваться на одном занятие/деле
  • Не чувствует боли
  • Сложности с залезанием и спуском вниз
  • Врезается в предметы
  • Отсутствие мышечного тонуса
  • Трудно успокаивается
  • Не участвует в процессе одевания
  • Резко теряет уже имеющиеся навыки.


Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле -- воспитание детей.



Удачи,
Кира (Teacher Kira) 

 
#вопрос_ответ
#консультации
#развитие_в_2_года



Дополнительная информация: www.ourparenting.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий