пятница, 11 декабря 2020 г.

Уборка игрушек

 

Вопрос: "Ребенку полтора годика. Как приучать собирать игрушки? Просто пока своим примером? Привлекая? Иногда, очень редко, просто берет и делает, но в основном это насупленный взгляд и "нет"..."
 
Приучение к порядку один из частых вопросов и волнений родителей. Ведь мы хотим для наших детей всего самого лучшего; в том числе, что бы они умели организовывать своё пространство, жить в чистоте и порядке. 
 
 
 
1. Вопросы
Обычно я  начинаю  с вопросов: 
  • Зачем хотим приучать? 
  • Почему для нас это, так  важно? 
  • Чего я "боюсь"? Понятно, что в полтора года и в два от усилий ребёнка будет мало помощи маме, значит мы опасаемся чего-то в будущем... чего?
  • Насупленный взгляд - это про эмоции. "Не хочет" , а мы хотим, чтобы "хотел." Разрешаем ли мы любой эмоции быть?
2. Ценности и убеждения
И ещё такой глобальный вопрос: Что для нас важно в жизни, в  воспитание ребёнка, какие ценности мы хотим ему передать? Как вообще передаются ценности и убеждения? 
 
Если коротко отвечать на этот вопрос, то ценности передаются только через контакт, совместную деятельность и личный пример.
 
Недавно Юлия Турчанинова сказала интересную фразу "Нечто сделанное под нажимом - открывает дверь делать под нажимом." 
А разве мы хотим, чтобы в детском возрасте или во взрослом наш ребёнок делал "под нажимом"?
Убирался, учился, чистил зубы, читал, делал зарядку - под нажимом.

3. Возрастные особенности
Следующий важный момент возрастные особенности. Знаете ли вы, что исследования показывают, что дети, которых до 5 лет не заставляли убирать игрушки, в старшем возрасте имели более организованное и чистое пространство, чем те которых заставляли. 

В первые годы жизни малыш с ориентирован на процессе. Ему одинаково интересно класть в корзину и вынимать. Это для нас важен результат - мы то хотим, чтобы игрушки были в корзине, а не вокруг. Малыш с удовольствием будет участвовать в процессе вместе с нами, когда мы не говорим ему "надо", "ты должен". Мы делаем и он поднимет 1-2 игрушки - для полутора лет этого достаточно. Здесь важно соизмерять наши ожидания с возрастом ребёнка и его темпераментом.

4. Количество игрушек
Чтобы ребёнок самостоятельно играл игрушек должно быть МАЛО. Для меня это почти парадокс, как только возникает завал игрушек - дети перестают играть.
Весёлый/шуточный критерий для родителей малыша от (0-3х лет) если поднятие игрушек с пола занимает больше 5 минут - у вас слишком много игрушек. 
 
*Продумывать покупки. Обговаривать подарки с родственниками и друзьями. 
 
  • Хорошо, когда  игрушки легко доставать и класть на место.
  •  Для каждой категорий игрушек своё четкое место. Можно сделать наклейку с  картинкой плюс название игрушки. Например: кубики, машинки, животные.   Важно, чтобы контейнер был больше по объёму, чем количество игрушек, чтобы не приходилось складывать, как пазл каждый раз.    
  • В каких комнатах игрушки "живут"? Например, только в детской. Или в детской и гостиной, но не в спальне. 
  • Менять игрушки в свободном доступе. Складывать в коробку - убирать в шкаф/гараж; приносить "новые". 

6. Ритуал уборки 

Я провожу занятие для малышей и родителей; мы встречаемся и дети играют полтора часа. Каждый раз после проведения занятия я сообщаю своим малышам, что скоро занятие заканчивается и я планирую начать собирать игрушки. Сообщаю сидя на полу - мне важно дать время ребятам, чтобы они обработали  эту информацию. Поначалу они никак не реагировали на это сообщение, но вскоре начали активно участвовать в процессе, хотя я не пыталась их особенно вовлечь. И даже просила родителей не усердствовать в этом вопросе. Максимум, что мы делали один раз говорили, что они тоже могут поднять игрушку и положить в корзину, если хотят. 

На удивление все ребята без исключения на каком-то этапе включались в эту деятельность. Секрет был в том, что родители не давили, не настаивали и даже не вовлекали.  

Если понаблюдать за малышами вы заметите, что они любят делать всё, что делает мама и папа. Это не значит, что не будет протестов. Протесты так же, как и желание развиваться и самостоятельность, часть развития.

 

Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.

Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.

Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com

#вопрос_ответ

#консультации

#порядок

#уборка_игрушек


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий