среда, 2 декабря 2020 г.

Хочу ТАКУЮ ЖЕ!!

 

Возник вопрос.

Есть две дочки 6 и 4.

Старшая довольно спокойная, рассудительная, трепетная. Младшая - пьяный гун - у неё каждый день абордаж,но легкая, веселая и честная/открытая.

Девчонки близки очень! Но есть одна ситуация: младшая бывает чего то хочет, то что дали/обещали сестре. Стандартный случай: вчера ложились спать днём у бабушки. Старшей разрешили в бабушкиной комнате, младшей сказали в детской. Все! Скандал! Я тоже хочу в бабушкиной! (Эту куклу, эту вилку и т.д. и т.п.). Все это с воплями и заламывание рук. Мы объясняем, что вы спите по очереди. В след раз будет твоё время. Все хорошо. Нет, хочу и все. Я обычно не сдаюсь, обнимаю, стараюсь объяснить и успокоить. И вот в этот момент старшая отказывается от того что хотела и говорит «хорошо, пусть берет...»

И с одной стороны это ее решение (но оно под давлением), а с другой мы не хотим поощрять вот это вот «брать глоткой» (в смысле ором). Ну и отказываться от своих желаний тоже не алё...

Наверное стоит добавить, что старшая дочь из-за перенесённого в младенчестве рака не ходит. И скорее всего в жизни у неё будет много ограничений и преодолений, и вот это «пусть берет...» с лицом Моны Лизы...

Ситуация довольно частая, поэтому заставляет задуматься.... Как правильно? И как лучше?

Ситуация повторяющаяся - имеет смысл задуматься. О чём думать и с чего начать?

 

I. Первое о чём бы я задумалась, что меня волнует в этой ситуации:

- Старшей приходится уступать, а она и так настрадалась?

- Какая жизнь будет у старшей с учётом её особенностей, когда она вырастет?

- Старшая уступает, а как же она научится отстаивать свои границы по жизни?

- Младшая добивается криком, а это может быть не лучший способ?

- Младшая живёт с сестрой, которой необходимо сейчас много внимания.

- Отношения между сестрами?

 

II. Что из этих или других волнений объективно, а что наши тревоги и проекции?

Очень часто наблюдаю сильные переживания родителей, которые больше связаны с их прошлой "болью", а не с текущей ситуацией. Здесь трудно разобраться без этакого взгляда со стороны.

 

III. Так как ситуация повторяющаяся я бы начала с ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ методик.

1. ИГРА.

Можно сделать игру на карточках с описанием разных жизненных ситуаций - тащить по очереди и обсуждать "Как бы ты поступил? И почему?" Эта игра даёт возможность обсудить ситуацию, когда все не в пылу эмоций.

2. КАЛЕНДАРЬ

Планировать какие-то события для девочек на настенном календаре, чтобы они заранее знали, когда это случится и с кем. Например 8 декабря старшая идёт гулять с папой - только она, а 9 декабря младшая идёт гулять с папой - только она.

Обязательно делать АКЦЕНТ на то что это особое время для каждой девочки!

3. ПРОГОВАРИВАНИЕ

Проговаривать заранее, что произойдёт. Это прекрасный способ помочь детям обработать информацию. Он требует минимальной подготовки, и всё же о нём надо вспомнить хотя бы за 5-15 минут до события.

4. ПРАВИЛА

Правил в семье должно быть не много - иначе можно сойти с ума все их поддерживать. Может помочь такое обсуждение: раньше мы делали так..........; это больше не работает для меня потому что ...................; теперь мы будем делать так.......................

5. СОБРАНИЕ или МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Когда, что-то "не работает" в конкретной области (я бы не выносила всю проблему - а взяла бы какую нибудь мелкую, досадную и часто повторяющуюся), можно это вынести на собрание. Собрание проводится не в момент инцидента, а когда всё спокойно. Используйте "Я" сообщения: "Я заметила, что ....Это мне мешает/не нравится, потому что ... Как вы думаете, что можно сделать?" Принимаются и записываются ВСЕ идеи даже самые фантастические или неудобные для Вас. А дальше из них выбираются, те что подходят всем.

Здесь есть огромная ценность в том, что все нарабатывают навык договариваться. А ещё что мы смещаем акцент с того, что можно ТОЛЬКО ТАК и ищем новые пути. 


 

IV. ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Что-то из предложенных вещей/привилегий девочки могут передавать друг-другу, а что-то не в их зоне ответственности. Например, если это play date (свидание) с одной из девочек, то она не может "разрешить" второй придти тоже. В этой ситуации родитель сочувствует эмоциям той, что расстроилась и при этом твёрдо и очень спокойно повторяет, как всё будет. Естественно про такие ситуации всегда имеет смысл разговаривать заранее (см. предупредительные методики).

А какие-то вещи одна из девочек может отдать/уступить другой и здесь важно не вставать у неё на пути. Можно сказать один раз: "Если ты не хочешь... ты не должна отдавать..." Но повторять это точно не надо. Брать на себя роль арбитра или полицейского очень неблагодарные роли - Вам никогда не удастся сделать "справедливо" с точки зрения двух детей, а самое главное не научит их справляться с ситуацией. Иногда необходимо, чтобы фрустрация ребёнка поднялась до достаточного уровня, чтобы он мог решиться постоять за себя. Таким образом "защищая" его от таких ситуаций - мы ему вовсе не помогаем.

 

V. УБЕЖДЕНИЯ

Убеждения взрослых могут быть очень сильными и мы иногда даём сообщения, которые не идут на пользу детям и потом тоже могут превратиться в их убеждения.

«ты же старшая»

«ну она же маленькая»

«ну она же не может ходить»

Следить, чтобы они не проскальзывали вербально или через поступки.

Или например взявшись очень активно "защищать" старшую, можно спровоцировать обратный результат. Младшая не осознанно может ревновать к старшей из-за того что ей требуется много внимания. Упоминать, что права обеих девочек ВАЖНЫ.

 

VI. РЕАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Это то что мы делаем после инцидента, когда всё успокоилось. Такие методики помогают обсудить ситуацию в спокойной обстановке, когда эмоции не захлёстывают мозг, а так же дают возможность интегрировать информацию.

Я бы написала историю с иллюстрациями про двух сказочных персонажей - взяв за основу реальные события, но немного их изменив. Читала бы девочкам перед сном; с паузами - давая им выговориться.

 

Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.

 

Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.


Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com

#вопрос_ответ

#консультации

#братья_сёстры

#границы

Комментариев нет:

Отправить комментарий