Вопрос: Ребёнку два года и четыре месяца. Он уже хорошо болтает и логически мыслит. Не хочу его насиловать, но мне кажется, что ребёнок способный. Имеет ли смысл начать его учить читать, когда лучше начать и как? Есть книга «начало чтения для самых маленьких».
Начнём с таких вопросов:
· Почему нам (взрослым) надо или хочется научить ребёнка читать рано?
· Кому лучше? Для чего лучше?
· И зачем ребёнку уметь читать?
Важно честно ответить на этот вопросы.
Возможно мы верим, что интеллигентные и умные люди читают. Или мы убеждены, что чтение это хороший способ использовать своё время. И то и другое вполне логичные убеждения с которыми сложно поспорить. Но не значит ли это, что у нас есть убеждение, что сейчас – то ребёнок пока ещё «валяет дурака» и не в полной мере развивается?
Что обычно 2х-3х летний ребёнок делает? Играет: двигается, складывает игрушки, катает машины, закидывает их в корзину, подбрасывает, разбирает, роняет, откручивает-закручивает, соединяет, умещает одно в другое. А так же много двигается, залезает, слезает, заползает и так далее.
Все эти не структурированные и не очень на первый взгляд «умные» действия очень важны для когнитивного развития – они формируют необходимые связи: синаптические передачи.
Появление сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка – является началом подготовки к чтению. Наш ребёнок начинает делать вещи «по игрушечному»; например берёт палочку и использует её как ложку, камушек, как подушку, башмак, как корабль. Ведь и мы с вами договорились, что этот значок «А» - звучит, как звук [A].
Зачем вообще нужно умение читать и писать? Чтобы получать информацию; наслаждаться чтением и излагать свои мысли/идеи. В каком же возрасте появляется такая потребность?
В каком возрасте ребёнок готов получать дополнительную информацию, которая дополнит его базу? Нет,одного точного и идеального возраста для начала обучения чтения, именно потому что такая потребность у всех детей возникает в разном возрасте. Обычно рекомендуется возраст между 5-7 годами. Леонид Некин рекомендует 6 лет минус время первой ступени (первая ступень освоение букв/слогов). Мне импонирует его идея. *Ещё раз хочу подчеркнуть это лишь средний возраст - здесь имеет смысл обратить внимание на индивидуальные особености именно вашего ребёнка. Так что же мы совсем ничего не будем делать до до 5 лет.
Нет, конечно же будем.
1. Создавать условия для свободной игры ребёнка.
2. Иногда включаться в эту игру.
3. Читать ребёнку с учётом его интереса и потребностей. В два года позволять пропускать страницы и держать книгу к верх ногами, если так пошло. В три года быть готовым закончить чтение не дойдя до конца истории.
4. Использовать включённое чтение – когда ребёнок заканчивает фразу «читает» последнее слово. Здесь хорошо подойдёт чтение одной любимой книжки в 101-й раз и повторяющийся сюжет, как во многих народных сказках.
5. Называть буквы; писать слова в игре. Мы построили магазин – давай сделаем вывеску.
6. И конечно же если ребёнок спрашивает буквы; просит показать, где какая буква, как складывать слоги – следуйте за ним.
Наблюдайте за ребёнком и выбирайте что подходит именно вашему ребёнку. Уверенна, что теперь вы быстро поймёте «уже» надо учить или лучше «подождать».
Вывод:
- Ребёнок занят ценным и важным - познаёт МИР. Здесь и сейчас!!
- Чтение, письмо, творчество - базируются на некотором ОПЫТЕ. И без этой базы теряют смысл.
- Надо ли избегать знакомства с чтением, алфавитом, книгами (продлевать детство) - наверное искусственно делать этого не следует. Следуйте за интересами малыша!!
Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.
Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.
Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
#вопрос_ответ
#книги
#чтение
Комментариев нет:
Отправить комментарий