Попробуйте сделать все
слегка наоборот:
I. Вместо мультфильмов, конфет и других отвлекающих факторов --- не
отвлекать, а вовлекать в процесс.
II. Вместо того что бы делать оперативно --- делать нарочито медленно.
Родители, опасаясь
протеста малыша, иногда прибегают к своеобразным уловкам: отвлечь
чем-то ярким, сделать процесс таким быстрым, чтобы ребёнок не успел
запротестовать и даже к стрижке ногтей и волос во сне. Казалось бы
это верное решение. Мы таким образом избегаем скандала и добиваемся нужного нам
результата. Но давайте посмотрим на этот процесс немного иначе любой уход за
малышом стрижка, смена подгузника, умывание, вытирание носа и т.д. очень важен
именно в плане вовлечения малыша в эту деятельность---это залог сотрудничества
в будущем. Плюс это всё-таки вмешательство в личное пространство ребёнка , поэтому
важно это делать с уважением и своим примером демонстрировать уважительное
отношение к личности ребёнка.
Выглядеть это будет так:
1. Напишите рассказ «Социальную
Историю» про стрижку. Картинки можно найти в интернете и использовать реальные
фото ребенка. Прочтите с ребенком несколько раз текст, написанный вами в
спокойной обстановке. Эта история даст возможность малышу лучше усвоить информацию
о предстоящем событии.
Стр 1. Это мама. Её
зовут Мила. (фото мамы)
Стр 2. Это папа. Его
зовут Пётр. ( фото папы)
Стр 3. А это Ваня. ( фото
ребёнка)
Стр 4. Ваня любит играть
с грузовиком. Он любит складывать в него кубики. А ещё Ваня любит паровозы. Он
их возит по железной дороге по рельсам. (фото игрушек или играющего
с ними ребёнка)
Стр 5. Один раз везёт
Ваня паровоз. Паровоз пыхтит-гудит: тууууууууууууууууууууу----туууууууууу.
Стр 6. Мама Мила
посмотрела на Ваню и говорит. Ой Ваня,
тебя надо подстричь. У тебя длинные волосы. Помнишь, как мы подстригали льва и
медвежонка? (фото как вы играете в парикмахерскую).
Стр. 7. Мама начала
готовиться к стрижке. Она принесла ножницы. ( фото ножниц)
Стр 8. Мама принесла:
............ (фото всех принадлежностей).
Стр 9. Теперь всё готово
к стрижке.
Стр 10. Можно показать
картинку с процессом стрижки ребенка (найти
в интернете)
2. Поиграйте в
парикмахерскую с игрушками и пластикатовыми ножницами. Пусть какие-то игрушки
не хотят идти на стрижку, а каким-то стрижка нравится.
Ещё можно поиграть с
игрушечным тестом - есть такой специальный набор, но можно и без него. Любые
детские ножницы замечательно режут колбаски из игрового теста.
Все показы, игры, чтение и разговоры о стрижке должны
проходить тогда когда у ребёнка позитивное настроение. Если ребёнок уже начал
'истерику'/протест лучше сказать, ну что ж попробуем в другой раз. Чем больше
Вы становитесь вовлечены в процесс общения, тем вероятнее сопротивление
ребёнка.
3. Если ребёнок категорически
боится машинки, то её можно временно заменить ножницами. А к машинке вырабатывать
привыкание постепенно, включая и
выключая её просто в исследовательских целях. Рассмотреть её.
Хорошо бы показать
стрижку папы или другого члена семьи.
4. Предупредите
малыша о стрижке заранее. Медленно раскладывайте приборы. Называйте их. Это
машинка и ей удобно стричь волосы. Она делает жжжжжжж. Это ножницы - ими
равняют кончики. Это полотенце/покрывало - его накидывают, чтобы волосики не
сыпались на тебя. Это стул на нём особенно удобно сидеть во время стрижки. Это
веник - после стрижки будем вместе подметать пол (я бы еще маленький веник
поставила рядом). Это водичка в пульверизаторе - ей я буду брызгать на волосы.
Это примерное описание - Вы можете поменять по Вашим обстоятельствам и
специфике.
5. Покажите на ком то
ещё - на папе, на себе, что будет…….
6. Пригласите ребенка
сесть---проговаривайте все свои действия. Будьте церемонно медлительными. Предупреждайте
ребенка о своих действиях и делайте паузы. «Сейчас я возьму ножницы, ими я
буду...»
В дополнение хочу заметить, что причиной избегания могут быть болевые ощущения. Вот, что написала одна мама: "Про волосы не скажу, а про ногти есть один момент. Я помню, что с самого раннего детства панически боялась стрижки ногтей по одной причине: мама всегда делала это больно. Во-первых, старалась под корень, а у детей это вызывает неприятные ощущения. Во-вторых, она состригала все как бы одним движением, обводя ножницами по контуру пальца. И это доставляло дополнительную боль. Папа стриг по чуть-чуть, как бы "уголками", и это я хоть как-то могла терпеть. Но от маминых "экзекуций" я просыпалась даже. Мне было 3, а помню как вчера. Посмотрите, может, ребенку и правда где-то больно в процессе?"
В дополнение хочу заметить, что причиной избегания могут быть болевые ощущения. Вот, что написала одна мама: "Про волосы не скажу, а про ногти есть один момент. Я помню, что с самого раннего детства панически боялась стрижки ногтей по одной причине: мама всегда делала это больно. Во-первых, старалась под корень, а у детей это вызывает неприятные ощущения. Во-вторых, она состригала все как бы одним движением, обводя ножницами по контуру пальца. И это доставляло дополнительную боль. Папа стриг по чуть-чуть, как бы "уголками", и это я хоть как-то могла терпеть. Но от маминых "экзекуций" я просыпалась даже. Мне было 3, а помню как вчера. Посмотрите, может, ребенку и правда где-то больно в процессе?"
В завершение хочу сказать: С одной стороны у
нас конечно есть цель - подстричь ребенка, чтобы он не был лохматым.
А с другой стороны именно в этот момент мы строим доверие
на последующие годы. Мы учим ребёнка самоуважению. Мы помогаем ему обработать
информацию того, что происходит с ним и вокруг.
Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле -- воспитание детей.
Удачи,
Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий