Привычки возникают в нашей жизни неизбежно, так устроен наш мозг, его работа. Если бы нам приходилось продумывать каждое действие: спустить туалет, как, когда; почистить зубы, взять ключи, мы бы тратили слишком много энергии и уставали бы ещё утром. Все эти действия мы делаем, как бы на автомате не задумываясь. Маленький "триггер" - напоминание запускает весь процесс. Такие привычки помогают нам функционировать. Поэтому многие специалисты по детскому воспитанию рекомендуют нарабатывать ритуал засыпания, ритуал сбора в садик и другое.
Но
есть и "вредные" привычки: грызть ногти, сосать одежду, как следует
подкрепиться на ночь, листать ленту интернета и другие. Эти "вредные"
привычки тоже возникли, как ответ на какую-то потребность и когда-то нам
помогли.
Просто
УБРАТЬ "вредные" привычки или НАКАЗАТЬ ребёнка (или себя) за них
НЕЛЬЗЯ. Потребность осталась, значит если наказание будет достаточно
сильным и допустим, что привычка уйдёт - возникнет другая, возможно
более опасная.
Что же делать, чтобы помочь ребёнку или себе?
- Ищите причину!! Как ищут причину - это наблюдение за тем когда возникает поведение, за тем, что происходит в окружение после того, как поведение началось. Если предположить, что причина связана с тревожностью, то именно с НЕЙ надо начинать работать, а уже потом всё остальное.
- Замечать привычку. Когда (время) она появляется? Где чаще всего проявляет себя? Что является триггером - что её запускает? Если ребёнок большой можно договориться и попросить понаблюдать, какие ощущения, сенсации в теле он испытывает, когда возникает потребность погрызть/пососать майку.
- Какие действия делают невозможным проявление привычки? Например: нельзя петь и грызть майку. Силиконовый кулон, браслет, тоже может очень помочь в данной ситуации. Многие родители сомневаются: "это же не убирает привычку, а лишь переводит её в новую плоскость." Это не совсем так, во-первых, разрывается старая устойчивая цепочка, во-вторых, кулон на шее выглядит сильно эстетичнее по жёванной майки, в третьих, от кулона потом тоже можно будет уходить.
Подумайте, как можно заблокировать триггер - сделать привычное действие сложнее и заменить его, на что-то более доступное. Очень желательно, чтобы "доступное" действие помогало удовлетворить те же потребности. - Найти мотивацию и поддержку . Зачем мне надо избавляться от этой привычки? Поддержка для каждого человека будет выглядеть индивидуально.
Если меня ругают и наказывают, я больше злюсь и больше тревожусь - мотивация понижается. Значит важно поговорить со всеми членами семьи и заручиться их поддержкой.Мы можем менять наши привычки если хорошо осознаём, что что-то идёт не так:- Чему это привычка мешает? (например, в школе дети не хотят играть или самому не нравится внешний вид обгрызеных ногтей)- Что я хочу получить вместо этого (например, хочу красивые длинные ногти)?- Что для этого надо сделать (вот на этом этаме могут помочь родители, с подбором стратегий)?Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.
Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.
Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий