среда, 26 августа 2020 г.

«Два года, истерика на истерике»: почему маленькие дети так безутешно плачут и что с этим делать?


В блоге  НЫТЬЕ И ИСТЕРИКИ «БЕЗ ПОВОДА»

Валерия Градобоева передала мне эстафету.

Итак, у ребенка протест “на ровном месте” по 10 раз на дню.

Что такое истерика?

Психологи обычно, когда говорят про истерику, имеют в виду поведенческую реакцию  ребенка  на  психо-эмоциональное напряжение, которая может проявляться слезами, криком, агрессией, самоагрессией, безудержной двигательной активностью и даже смехом.

Когда же родители говорят об истерике, они обычно имеют ввиду слёзы,крики и самоагрессию.

Родителям важно разглядеть, что собственно происходит, и обратить основное внимание не на поведение, а на его причины.

Каковы причины истерики?

  1. Перегрузка.

Истерика в раннем возрасте часто происходит от перегрузки, физической и эмоциональной усталости. Дети устают и перегружаются быстрее взрослых. Недостаток сна, голод, большое количество даже радостных эмоций, много событий легко может спровоцировать истерику.

 

  1. Этап в развитие.

Истерика в раннем возрасте – это часть развития, это нормально. Что же мне никто не сказал об этом раньше? Вот честно, если бы кто-то мне об этом сказал, или я где-то это прочла, мне было бы ну в половину легче. В два-три года ребёнок начинает осознавать, что он отдельная личность, и готов заявить взрослым, что у него есть своё мнение, и протест является частью этого процесса.

 

  1. Отсутствие навыков саморегуляции.

 Мозг ребенка не способен саморегулироваться: к трем годам у него только-только появляются первые признаки совместной регуляции. Постепенно ребенок тренирует эту способность к саморегуляции. И научиться ей он может только, если мама, как надежная скала, выдерживает лавину его чувств. Полностью способность к саморегуляции формируется к 21-25 годам. Поэтому "истерики" или "радостное перевозбуждение" малыша являются нормальным явлением с научной точки зрения.

 

  1. Травмы.

Если мама переживает  травму/трагедию во время беременности, или малыш рано встретился с экстремальной ситуацией, ему будет труднее, чем другим детям, развить саморегуляцию. Если стресс продолжается слишком долго, в мозг посылаются сигналы, "отключающие" понимание слов. Вы когда нибудь видели вопящего малыша, глухого к каким-либо логическим доводам? Или прыгающего с дивана на тумбочку, хохочущего и совершенно "не слышащего" ваших разумных доводов?

 

  1. Способ получить желаемое от взрослых.

Не спешите записать ребёнка в манипуляторы. Как малыш в первые год или два года информировал нас о том, что ему надо? Правильно, он плакал и кричал. Где-то около двух лет у ребенка появляется речь, и мы ожидаем, что ребенок будет пользоваться ею, чтобы «попросить», но это не так просто. Даже владея развернутой речью, не всегда легко попросить, а особенно если ситуация стрессовая или ребенок устал.

 

Что делать родителям детей, с которыми часто случаются истерики?

1.Маме разбираться с собой: искать ресурс, задавать себе вопрос, почему так сильно раздражает это поведение.

Может, я чего-то боюсь? Я боялась, что так будет всегда. Я боялась, что если я не справляюсь в 3 года, то что будет потом, в 16 лет?

Или я злюсь, потому что со мной никто не возился в детстве и не интересовался, чего я хочу, а тут такое...

2. Проанализируйте нагрузки ребёнка в целом. Как часто и куда вы ходите? Какие у вас ожидания и требования к поведению ребенка? Сколько времени он спит? Есть ли у него возможность для свободной игры?

Усталость, перегрузка, голод могут спровоцировать истерику.

3. Предоставляйте выбор и свободу. Проанализируйте, что может контролировать ребёнок. Какие дополнительные свободы вы можете ему предоставить?

4. Ведите дневник: обстоятельства до истерики, поведение всех участников во время ее и после, сколько времени она длится?

 

Что делать родителям детей в момент истерики?

 

1. Прежде всего оставайтесь спокойным. Дышите глубоко и медленно – я не верила, что это работает, но случайно убедилась, что это действенный метод сказать своему организму, что он в безопасности.

Ребенок тут же почувствует ваше эмоциональное состояние. Ваше спокойствие пошлет ему сигнал безопасности и любви. Ребенок как бы услышит: "Мне плохо, но мама знает что делает." Валерия замечательно написала об образе мамы как скалы.

2. Если ребенок способен слушать, скажите ему, что вы понимаете, как ему плохо и некомфортно. Заверьте его, что это нормально - испытывать такие эмоции. Назовите его эмоции. И если получится, попытайтесь угадать его желания: "Я вижу, что ты рассержен, обижен! Тебе очень хотелось бы..... и сейчас мы.....".

3. Если ребенок, вас "не слышит" (не может слышать). Обезопасьте ребёнка. Постарайтесь отойти в безлюдное место. Сядьте, обнимите малыша и дайте ему закончить крик. Некоторые дети не любят объятий, тогда отпустите его в безопасную зону или комнату, а сами сядьте недалеко на пол. Говорить в такой ситуации надо минимально: "Я вижу, что тебе плохо. Я здесь, если тебе нужна моя помощь."

Просто будьте рядом! Не угрожайте ребенку. Не бейте. Не обзывайте. Не критикуйте.

4. Не уступайте ребенку только потому, что он громко кричит, плачет. Уверенно и с уважением стойте на своем: "Да, я слышу, что ты очень хотел бы....и мы обязательно ......., и сейчас......."

5. Позже, когда ребенок уже спокоен, обсудите ситуацию. Прежде всего назовите те эмоции, которые, как вы думаете, он испытывал: "Ты похоже очень рассердился..... Ты так хотел посмотреть телевизор...., и надо было идти спать." Сделайте паузу. Дайте ребенку возможность выразить свои эмоции. Иногда не в словесной форме. Тут можно обсудить, что делать в подобной ситуации в следующий раз (спросите ребенка, что он думает, следите, чтобы это не превратилось в нотацию). Говорите коротко! (дети нас ”выключают”, если мы долго говорим).

 

Помните, что истерика - это трудно. В этот момент трудно всем: и ребенку, и  взрослому! Посочувствуйте: «Уффф, моему ребёнку трудно!» «Уфф, мне трудно!»

Ваша поддержка станет для ребенка базой его самооценки, веры в себя, умения переносить трудности и справляться с новым.

Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле - воспитании детей.

Photo credit: Денис Корпачев

Приглашаю в FB группу Наш Семейный Очаг.


Кира (Teacher Kira) www.ourparentingplace.com

#вопрос_ответ

#консультации

#истерики



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий