воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Плачет, ноет, портит "испорченное"....



Вопрос:  Осенью моя дочка пойдет в школу. Когда у моей дочки  что-нить не получается, она как-то уж очень быстро и очень сильно (демонстративно?) отчаивается и это всячески демонстрирует - плачет, ноет,  портит "испорченное" - приносит мне и демонстративно страдальчески объявляет "вот что вышло" - кидает на пол или что-нибудь в этом роде. Сначала я ее утешала. Но она от этого вообще в истерику может погрузиться - тут для нее утешение - как тролю ням-ням. Делать за нее?... у меня  правило - если она не недомогает помогать только в том что ей заведомо непосильно.



Первое, что хочу заметить замечательный вопрос. Отличное правило: «помогать только в том что ей заведомо непосильно.»
Вашей дочке повезло, что ее мамы волнуют такие вопросы, ведь куда проще сказать: «ребенок перерастет эти проблемы», и ведь верно «перерастет», но вопрос «как».

 Каждый раз когда мы сталкиваемся с проблемой у нас есть выбор:
Кое-как ее пережить или помочь ребенку научиться чему-то новому, что потом ему пригодиться в жизни. 

Первое, что могу Вам сказать, что такое поведение нормально для такого возраста. Оно вызвано тем, что у нас есть два полушарья головного мозга: левое (отвечающие за логику и принятие логических решений) и правое (отвечающее за эмоции). Чем моложе ребенок, тем меньше два полушарья интегрируют. Наша роль помочь ребенку наладить эту интеграцию. Кстати мы все наверняка встречали взрослых у которых нарушена эта интеграция.

Когда ребенок приносит, что-то что у него не получается или сломалось, у него работает правое полушарье. И если мы пытаемся общаться с точки зрения логики, то натыкаемся на стену не понимания и иногда еще большей истерики. Что же можно сделать?
 
1. Обращайтесь к правому полушарью. Удивительно, но для этого :Жалеть не надо!
Назовите то что вы видите: «Я вижу ты очень расстроена!» Пауза «Похоже ......сломалось, или не получилось, или не вставилось, или порвалось и т.д .» Пауза.
Эмоциональный уровень Вашего голоса должен на 70%-50% совпадать с эмоциональным уровнем ребенка. То есть Вы должны быть спокойнее, чем она, при этом все таки эмоционально сопереживать.
В этот момент НЕ пытайтесь починить игрушку, дать советы, как можно исправить ситуацию, не объясняйте, что проблема не стоит выведенного яйца.
Если надо можно просто обнять дочку (не все дети это любят). 
Если буря продолжается продолжайте констатировать факты (как футбольный репортер). Такой репортаж-помогает интеграции мозга. «Я вижу....ты по-прежнему расстроена, плачешь.» «Я слышу, что ты хотела бы.....»


2. Когда буря утихла, Вы обращаетесь к ее левому полушарью. «Давай подумаем, что можно сделать?»

3. Вечером когда все позади можно обсудить инцидент с точки зрения, что можно было бы сделать иначе. Это можно сделать в форме истории, а можно зарисовать как книжку о девочке.
«Сегодня утром ты прибежала ко мне вся в слезах и принесла.... Ты наверное была очень расстроена, когда ..... Я тебя очень понимаю, сама терпеть не могу, когда ....ломаются. Потом мы с тобой вместе.... Я вот, что думаю в следующий раз когда, что то сломается, как можно иначе решить эту проблему..... Пауза.» 

Таким образом вы не только пережили ШТОРМ, но опыт умения справляться с неудачами стал ценым элементом в багаже тех умений, которыми мы так хотим поделиться с нашими детьми. 


 Фото: Дениса Корпачева
Желаю Вам всего наилучшего в трудном, но важном и замечательном деле -- воспитание детей.
Удачи,
Кира (Teacher Kira)



3 комментария:

  1. вот сегодня они играли. Кукла плачет: "а-а-а-а у меня ничего не выходит!.. Значит, я плохайка!!!", ну так вот и кукла у нее ведет себя в игре так же примерно как она... чуть что не так - посыпанние головы пеплом, отчаяние и перенос на себя, часто с требованием "наказать детку". Причем язык при этом используется нарочито-инфантильный, ломанный, т.е. это все-таки своего рода игра, принятие какой-то роли... роли "маленькой никудышной детки которую надо целительно пристукнуть":-O(B) Другая моя дочка так никогда не делает... она наоборот всегда отстаивает себя, и даже если плачет - считает себя правоq (там совсем другие замороки). Что меня тревожит?.. не формируется ли у нее некий комплекс... э... с которым по жизни она будет готова чуть что "задрать лапки"?.. Я когда маленькая была и и у меня не получалось - впадала в ярость - все громила, ругалась, потом проревывалась и успокаивалась, а она себя казнит:-O.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, она пытается проиграть ситуацию!!! Это очень важно для Анюты на данном этапе. Проигрывание на куклах того, что она испытывает в жизни помогает интеграции между правым и левым полушарием.

      1. В таких ситуациях рекомендуется "поддержка такого проигрывания". То есть родители тоже могут взять в руки куклу и разыграть гипотетическую ситуацию. Например: "Я буду куклой Машей. Кукла Маша стала вырезать снежинки и случайно разрезала снежинку на две части. Расстроилась Маша..... уже было заплакать собралась...., но решила спросить совета у куклы Кати." Маша: "Катя, что мне делать.... ? У меня беда приключилась...я к новому году снежинки вырезала, а тут такое."

      2. И еще написание книжек о уже прошедших ситуациях, которые вы пишите и иллюстрируете сами. Дочку можно сделать, главным героем. Но если ее это будет слишком расстраивать, то главного героя можно поменять на др. девочку, мальчика или даже животное.

      3. Проследите, за собой (папа, мама, бабушка), как часто вы даете оценку дочке и ее поведению. Дело в том, что у нас в обществе принято ругать или хвалить. И казалось бы от ругани самооценка падает, а от похвалы растет. Но это не совсем так.

      "Какая ты молодец, как ты хорошо поделилась своими игрушки с младшим братиком. Хорошая девочка!" А ребенок например, в этот момент вовсе не хотел делиться.....вывод "О ужас я на самом деле я --плохая девочка!" Постарайтесь перевести похвалы в констатацию фактов: "Я вижу, что ты.... "


      4. Радуйтесь ее появлению! (Улыбкой, словом, жестом) Это то на чем базируется наша самооценка, а не на похвале, как принято считать.

      Удалить

  2. Очень трудно бывает подобрать слова правильные, чтобы ребенок услышал. Порой полное ощущение, что я сама с собой говорю.

    Вы хорошо пишете! И читать интересно, и мысль ясна, и я бы не сказала, что слишком объемно. Просто воспитание - это целая наука, мы пока еще к этому не пришли, в нашем оществе. У нас до сих пор воспитание - это когда, ребенок должен и обязан своему родителю. на детей возлагают надежды (которые не оправдали сами в свое время), и очень разочаровываются в собственных детях :( Это печально, постоянно напоминаю ебе о том, что мои дети - это не я сама, не моя проекция в жизни, не мои несбывшиеся мечты и пр...

    ОтветитьУдалить